Рекомендации от педагога-психолога, дефектолога и логопеда
Консультации педагога-психолога
Адаптация ребенка к детскому саду.
В жизни Вашего ребенка произошло важное событие, он пошел в детский сад. Это очень сложный и эмоционально насыщенный этап не только для ребенка, но и для Вас.
Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке.
А для ребенка детский сад это новое, еще неизвестное пространство, с новым окружением и новыми отношениями.
Расставание с близкими, общение с новыми и незнакомыми взрослыми, большое количество детей, новые блюда, игрушки, обстановка, правила – это лишь тот небольшой перечень новшеств, с которым столкнулся Ваш малыш. Ко всему этому он должен привыкнуть, адаптироваться.
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от семейных отношений, которые сложились, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
Каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, тем не менее есть и определенные общие признаки.
Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семьи дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, те, которые привыкли к исключительному вниманию, неуверенные в себе.
Вот неполный перечень положительного влияния детского садика - адаптация ребенка, в коллективе, контакты с другими детьми и воспитателями, формирование навыков, занятия, игры, соблюдение режима, подготовка к праздникам и т.д.
Как надо родителям вести себя с ребенком, когда начал посещать детский садик
- Не волнуйтесь и не демонстрируйте свою тревогу накануне посещения детского сада, ведь тревога и беспокойство родителей передается детям.
- Расскажите воспитателю об индивидуальных особенностях ребенка, что ему нравится, что нет, какие умения и навыки сформированы, в какой помощи нуждается в ребенок
- Расскажите о методах поощрения и наказание, которые используются в семьи.
- Научите малыша общаться со сверстниками и взрослыми- это проще всего сделать в ролевых играх. Проигрывайте различные ситуации и вместе находите способы их решения.
- Дорога в детский сад должна быть приятной для малыша, выходите с запасом во времени, ведите приятные беседы, наблюдайте за природой
- Настройте малыша как можно положительнее к его походам в сад.
- Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
- Не обсуждайте при малыше волнующие Вас проблемы: ребенок не слушая, слушает.
- Готовьте Вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дайте понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
- Все время объясняйте ребенку, что он для Вас, как прежде, дорог и любим.
- Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
- Введите режимные моменты детского сада в домашний режим дня. Постарайтесь переходить на «режим» детского сада, даже если малыш остался дома, то время подъема, приема пищи, дневного сна должно соответствовать режимным моментам в детском саду.
- Повысьте роль закаливающих мероприятий. Они не защитят от инфекционных заболеваний, но уменьшат вероятность возникновения возможных осложнений.
- Не угрожайте ребенку детсадом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
- Не нервничайте и не показывайте свою тревогу в случаях, если ребенок заболевает: ребенок фиксирует родительские способы реагирования и включает их в собственную модель и стиль поведения.
- Забирайте первое время пораньше домой, создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
- В первое время посещения детского сада уменьшите нагрузку на нервную систему ребенка: на время прекратите походы в цирк, в театр, в гости и другие многолюдные и шумные места, сократите просмотр телепередач.
- Не кутайте ребенка, а одевайте в соответствии с температурой в группе.
- Не реагируйте на выходки ребенка и не наказывайте его за детские капризы.
- Обязательно заверьте ребенка, что вы его заберете. Не обманывайте ребенка отговорками, что "ты чуть-чуть поиграешь, и я приду". Лучше честно сказать "я приду, когда ты пообедаешь" или "я приду за тобой, когда ты поспишь". Если ребенок будет точно знать, когда за ним придут, он быстрее расслабится и успокоится, а не будет каждую минуту ждать маминого прихода.
- Объясните ребенку, что другие детишки тоже скучают без своих мам. Поняв, что вокруг такие же "товарищи по несчастью", а не враги которые радуются его горю, ребенку будет проще наладить контакт со сверстниками.
- Устройте ритуал расставания. "Почетной обязанностью" малыша может стать помощь маме при сборах на работу, а также такие ритуалы, как провожать маму или махать рукой из окна.
- Принесите в сад несколько любимых игрушек и книжек вашего малыша.
- Забирая ребенка из сада, всегда интересуйтесь, как прошел день, ознакомьтесь с его "творчеством" и не скупитесь на похвалу.
Терпения Вам и удачи!!!!!!
Консультации педагога-психолога
Медлительный ребенок, что делать?
Медлительные дети и в самом деле очень осложняют жизнь семьи и детского коллектива - они медлительны в действиях, в реакциях на слова взрослых, их нужно постоянно торопить, подгонять, а при этом они затормаживаются еще больше, т.к. для них это стрессовая ситуация.
Более всего страдают сами "копуши": взрослые раздражаются, их то и дело бранят и наказывают, дети не очень охотно принимают их в игры, а самое главное - они испытывают трудности в обучении. Это происходит не потому, что медлительные дети глупее, хуже понимают, - нет, среди них есть очень способные, но принятый темп объяснений и показа учебного материала для них оказывается слишком быстрым.
Трудности, испытываемые детьми с низкой подвижностью нервных процессов (медлительных), накладывают отпечаток и на их характер: очень часто они становятся необщительными, замыкаются в себе. Они больше подвержены развитию неврозов.
Все эти факты говорят о том, что медлительные дети нуждаются в помощи. Современный человек должен думать и действовать быстрее, чем наши деды и прадеды. Для того, чтобы справиться с требованиями, предъявляемыми нервной системе человека техническим прогрессом, быстро растущим объемом информации, нужна высокая подвижность нервных процессов. Как и когда помочь ребенку компенсировать дефицит подвижности, чтобы он не попал в число отстающих в школе и не страдал неврозом? Вот несколько рекомендаций.
Нельзя ни в коем случае забывать, что окрики, выговоры, наказания за то, что ребенок медлителен приводят только к дальнейшему углублению торможения. Ребенок "копается" потому, что иначе он не может. Поэтому нужно стараться разговаривать с ним спокойно, без попреков и понуканий. Иногда это бывает трудно, но ровный тон и доброжелательное отношение гораздо эффективнее, чем крик и наказания. Рассчитайте время утром так, чтобы дать ребенку возможность встать, умыться, позавтракать без конфликта.
Наблюдения психологов показывают, что медлительные дети очень склонны к стереотипным действиям, т.е. к поступкам по определенному шаблону; например, предпочитают ходить одной и той же дорогой, играть в привычные игры, уклоняясь от новых. Эта тенденция отмечается у детей раннего возраста независимо от типа нервной деятельности, но у медлительных она проявляется и в дошкольном, и в школьном возрастах именно вследствие недостаточной подвижности нервных процессов. Если они решают какую-то логическую задачу, то стараются сделать это известным им уже способом, даже когда он не очень подходит.
Тренируйте свойства подвижности нервных процессов. Играйте в логические игры по методикам Никитина. Они дают хорошую положительную динамику в области логического мышления, развития творческого подхода.
Установите для ребенка четкий режим дня: какие действия и в какой последовательности совершать перед едой, перед сном и т.д. Если ребенок в одно время ложится спать, ест, гуляет, если каждая процедура имеет определенный порядок (хотя бы здесь нет никаких неожиданностей), то ему легче справиться со встающими перед ним задачами.
Умственная работоспособность (это умение понять то или иное логическое задание и выполнить его; зависит от уровня развития мозга и его функциональной тренированности) является одним из наиболее важных показателей того, насколько ребенок "созрел" для обучения в школе. Кривая продуктивности работоспособности возрастает под влиянием занятий и тренировок.
Медлительный ребенок не успевает усваивать большую часть видимого и слышимого в быстром темпе (количество информации увеличивается - возрастает нагрузка на свойство подвижности, что ведет к углублению торможения у него). Если повторять то же еще раз или говорить медленнее, такой ребенок прекрасно бы справлялся с заданиями, но это далеко не всегда возможно в группе. Следовательно, медлительному ребенку нужно больше внимания, больше повторений одного и того же, чтобы он догнал по показателям детей с подвижными нервными процессами.
Медлительные дети не уступают подвижным в уровне общего психического развития, но им труднее - они быстрее устают, у них ниже скорость и точность работы, хуже внутреннее торможение.
Медлительный ребенок, поставленный в условия чрезмерной опеки, оказывается в дальнейшем в тяжелом положении, т.к. при этом свойство подвижности, и без того недостаточное, ослабляется еще больше. Взрослые должны помнить, что нервная система ребенка с недостаточной подвижностью нервных процессов нуждается в постоянной тренировке, в противном случае будут ограничены возможности приспособления его к социальной среде, трудности в обучении.
Тренировка подвижности нервных процессов наиболее успешна у детей в возрасте с четырех до шести лет. Именно в этом возрасте идет очень энергичное созревание биохимических механизмов нервной системы, а в связи с этим, и формирование свойств нервных процессов. Если в это время не заниматься с медлительным ребенком, то упущенное не удастся полностью компенсировать позже.
Любую тренировку (более быстрое выполнение задания, ограничение во времени и т.д.) давать на положительном эмоциональном фоне, т.е. с веселым, оживленным настроением, которое легче всего создается в игре. Поэтому желательно вносить элементы игры в те ситуации, где требуется ускорение реакций.
Правила игр с медлительными детьми
Правило 1. Родителям необходимо подумать, как организовать жизнь медлительного ребенка и дать разумные нагрузки на его свойство подвижности, выделить время для специальных занятий-игр. При ежедневных занятиях достаточно 10-15 минут в день. Место для игр значения не имеет. Главное, чтобы вы играли!
Правило 2. Игры должны быть повторяющимися, чтобы ребенок имел возможность видеть, чему он научился, и понимать, чему он еще только учится. Периодически участвуя в одних и тех же играх, ребенок осознает свои растущие возможности. Достигая успеха, он начинает любить себя "нового" и стремится к самосовершенствованию, чтобы занять более высокие позиции в глазах взрослых, но, в первую очередь, конечно, у сверстников.
Правило 3. В игре обязательно должен быть элемент соперничества. Ребенок должен научиться бороться. Кроме того, дети, которые соревновались между собой в игре, после нее ведут себя гораздо дружелюбнее, т.к. имеют возможность сбросить накопившийся уровень агрессии. В играх с родителями малыш не должен все время выигрывать. Ребенку нужно и проигрывать, но, учитывая специфику детского возраста, не часто. Важно научить его правильно относиться к проигрышу, понимать, почему он проиграл.
Консультации педагога-психолога
Соперничество между братьями и сестрами.
Появление нового ребенка в семье всегда знаменует собой большие перемены — независимо от того, родится ли этот ребенок у родителей, будет ли он ребенком нового папы или мамы или его усыновят.
Соперничество — это нормально. Многие дети дерутся и совершенно нормально вырастают. Это становится проблемой, только если ребенок доминирует и это продолжается в течение довольно долгого отрезка жизни.
Взрослые не должны предпринимать попытки останавливать конфликты между детьми; эти попытки бесполезны, потому что конфликты существуют. Вместо этого конфликты принимаются и детям показывают, как их разрешать без насилия.
Уделите время каждому ребенку. Это трудно, учитывая загруженность, но это очень эффективный способ принимать во внимание потребности и переживания каждого ребенка и помогает им чувствовать уважение к себе и свою ценность. Вы можете почитать одному, пока другой спит, пойти вместе в магазин — все, что угодно, что даст вам возможность поговорить наедине или просто получить удовольствие от общества друг друга.
Примите чувства детей в отношении друг друга, но подумайте над тем, как эти чувства выражаются. Побуждайте их выражать свой гнев или ревность словами, а не кулаками или другим антисоциальным поведением.
Насколько это возможно, позволяйте братьям и сестрам улаживать конфликты самим. Если вы будете вмешиваться или, что еще хуже, становиться на чью-либо сторону, когда дети могут сами разрешить вопрос, это отнимет у них возможность научиться разрешать свои споры и стимулирует их к борьбе за вашу благосклонность.
Но если вы будете побуждать их сотрудничать, ожидая, что они постоянно будут всем делиться, это также может породить чувство враждебности, которое фактически воспрепятствует развитию отношений. В конечном итоге, если вы будете устанавливать для братьев и сестер правила, касающиеся всего, то в результате они начнут общаться не друг с другом, а через родителей, и повзрослев также.
В соперничестве между братьями и сестрами есть много положительного. Для ребенка это хороший способ почувствовать собственную силу и научиться вести себя с другими делиться, давать и брать. От жестоких сторон в соперничестве между братьями и сестрами не скроешься, но в этом и заключается правда жизни.
Проблема возникает тогда, когда мы не даем детям почувствовать этот негатив или не позволяем до конца пережить происходящее. Именно подавление чувств часто наносит вред и фактически приводит к большому количеству конфликтов.
Обращайте внимание на сценарии в поведении. Споры — это нормальная и здоровая вещь. Но один ребенок, привычно доминирующий или даже запугивающий другого — это не норма. Если вы видите, что возникают такие сценарии, попытайтесь помочь каждому ребенку выработать иные способы поведения
Родители не всегда эффективно преодолевают зависть и ревность между братьями и сестрами. Основное, что нужно внушить: в семье все ценны и со всеми обращаются с уважением. Вы должны контролировать то, что вы как родители делаете, и быть честными на этот счет. Нам всем нужно работать над тем, чтобы ладить друг с другом и признавать, что мы разные
Будьте реалистичны. Признайте, что от ребенка очень легко ожидать поведения, которое еще не соответствует его возрасту. Нереалистичные надежды родителей несправедливы и иногда жестоки, если ребенка критиковать за то, что он им не соответствует.
Уважайте индивидуальность каждого ребенка. Пытайтесь изо всех сил избегать сравнений.
Если пытаться помочь детям справиться с их различиями, обращаясь с ними одинаково, результат часто получается обратный. Невозможно уделять детям одинаковое количество времени, да и не следует этого делать. В разных обстоятельствах и на разных стадиях их развития у них будут разные потребности, и вы будете реагировать на них неправильно, если будете всегда пытаться все делить на равные части.
Допускайте выражение любви так же, как и конфликты, и действуйте соответственно.
Полезно предоставить каждому ребенку физическое пространство для игры, чтобы его не прерывали и не отвлекали братья или сестры. Возможно, один ребенок может поиграть в одной комнате, другой — в другой, или у каждого будет свой уголок. Дайте им также возможность быть вместе: играть, драться, решать свои вопросы и получить удовольствие от общества друг друга.
Консультации педагога-психолога
Положительные эмоции ребенка дома
Памятка родителям, по обеспечению положительного эмоционального настроения ребенка дома (на выходных, во время болезни).
Как ребенку, так и взрослому, очень хочется в семье чувствовать себя комфортно. Хочется, чтобы семья была тем местом, где тебя любят таким, какой ты есть и просто за то, что ты есть.
Семья играет важную роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка: его переживаний, отношению к предметам, людям, явлениям и событиям, напрямую зависит от нас, взрослых, и наших действий.
Важной составляющей в развитии ребенка вступает психологический микроклимат семьи, и поэтому важно обеспечить комфорт ребёнка в семье.
* Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Даже, если он что-то натворил, то он должен знать, что родители меньше за это его любить не будут.
* У ребенка обязательно должен быть режим.
* Если у вас есть возможность погулять с ребёнком, не упускайте её. Рассматривайте деревья, цветы, облака. Обсуждайте, на что это может быть похоже, придумывайте интересные истории об увиденном.
* Встречая ребенка из детского сада, не спрашивайте у него что он сегодня ел, а спросите: «Как прошел твой день?», «Что интересного сегодня произошло?», «Чем вы занимались на прогулке, в группе?» и т.п.
* Всегда радуйтесь успехам ребёнка. Поддержите его в момент временных неудач
* Для того, чтобы собрать игрушки, можно устроить соревнование. При этом не поленитесь принять в нем активное участие. Но не переусердствуйте. У ребенка должна быть отдельная роль.
* Чтобы ребенок не брал шампунь или зубную пасту, которая принадлежит взрослым, можно дать ему ими попользоваться или купить эти предметы лично для него. Для ребенка, как и для взрослого человека, очень важно иметь свои личные вещи.
* Важно поделить для ребенка предметы на те, которыми можно играться, и которыми играться запрещено.
* Маленькие дети все время просятся на руки, хотят, чтобы их обнимали, ласкали. У них особая потребность в телесном контакте со своими родителями. И готовы это делать повседневно. Нам кажется, что они капризничают. Но для ребенка до пяти лет это жизненно важная потребность. И если ребенок не получает нужного ему количества телесных прикосновений, он может вырасти капризным.
* Если ребенок не хочет выходить на улицу, важно понять, почему это происходит. Вероятнее всего, для этого есть конкретная причина: ему не с кем дружить, его обижают, ему не нравится его одежда или обувь, в этот момент ему просто хочется остаться дома, малыша увлекает какая-то домашняя игра.
* Одевание превращается в пытку, например, когда ребенка постоянно одевают в то, что ему не нравится. Ему могут не нравиться эти брюки, рубашка или юбка. Вспомните, как тщательно вы подбираете свой гардероб в зависимости от ситуации. Но в любом случае вы хотите выглядеть привлекательно. Кроме того, вещь, которую вы предложили ребенку, может быть для него неудобной.
* Почему игры заканчиваются слезами? Бывает так, что ребенок накопил много негативных эмоций и игра помогает их выразить. Но эмоций так много, что ему трудно с ними справиться и выразить их сразу. Поэтому ребенку трудно остановиться и успокоиться. Кроме того, иногда взрослые сами провоцируют игру, что постепенно превращается в драку. Ребенку, в отличие от взрослого, трудно остановиться. И как следствие-слезы, крик и обида.
* Одна из самых болезненных проблем – подготовка ко сну. Наверное, будет лучше, если вы заранее предупредите ребенка о том, что, скажем, через полчаса следует ложиться в кроватку. Можете тактично присоединиться к игре и помочь ребенку закончить ее вовремя, снижая постепенно темп игры или завершая сюжет. Можно пообещать поговорить перед сном о чем-то интересном, рассказать что-то или прочитать любимую сказку. Для ребенка важно, чтобы вы нашли время побыть с ним перед сном.
Консультации учителя-дефектолога
Консультация для родителей детей с ОВЗ «Пальчиками играй - речь свою развивай»
Подготовила учитель – дефектолог: Стамбулжи Нина Сергеевна
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»- сказал еще В.А.Сухомлинский
Рука занимает особое место в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка, его речи. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с ОВЗ обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей.
Для того чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Пальчиковые игры помогут вашему ребенку:
- Развивать речь (упражняя и ритмично двигая пальчиками, ребенок активизирует речевые центры головного мозга).
- Развить внимание и терпение, фантазию, воображение.
- Научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что предотвратит возможность возникновения неврозов.
- Освоить навыки письма (при регулярном проведении с ребенком пальчиковой гимнастики), кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими.
- Развивать умение ребенка подражать взрослому, пальчиковая игра учит вслушиваться в речь взрослого и ее понимать, повышает речевую активность ребенка, создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
Правила разучивания пальчиковых игр
Этапы разучивания игр:
- Взрослый сначала показывает игру ребенку сам.
- Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
- Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
- Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
- Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Пальчиковые игры — это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей. Игры с пальчиками сопровождаются рифмованными историями или сказками, чтобы занятие было интересно ребёнку.
В процессе игры происходит стимуляция мыслительных функций и речи, и, конечно же, это веселое общение малыша и взрослого, заряд положительных эмоций.
Пальчиковая гимнастика представляет собой комплекс упражнений для развития и совершенствования движений пальцев рук. Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Особой ценностью такой гимнастики для малыша является то, что интеллект при этом развивается самым естественным и здоровым образом.
Рекомендации:
- Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
- Если в новой игре имеются не знакомые детям персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
- Пальчиковые игры с детьми проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
- Детям старше 1.5лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
- Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
- Используйте максимально выразительную мимику.
- Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
- Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
- Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
Уважаемые родители!
Тренируйте пальчики!
Станет рука сильной,
Головушка умной,
А речь красивой.